Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Лауринду Алмейда

 
 


АЛМЕЙДА (Альмейда) Лауринду (Laurindo Jose de Araujo Almeida Nobrega Neto), род. 2 сентября 1917 года в г. Сантос, Бразилия. Рос в небольшом прибрежном городке Праинья (ныне город Миракату), расположенном непо-далеку от портового города Сантос в штате Сан-Паулу. Алмейда родился в большой музыкальной семье, где кроме него было еще восемь братьев и сестер. Первым музыкальным наставником стала мать – классическая пианистка-любительница. Однако Лауринду больше интересовала гитара его сестры Марии и с 9 лет он по секрету ото всех пытался самостоятельно освоить этот инструмент, перекладывая на гитару фортепианные пьесы матери.

Когда Лауриндо было 15 лет он стал участником локальной гражданской войны, разгоревшейся в штате Сан-Паулу, воюя на стороне повстанческой армии. В госпитале, где Алмейда залечивал военные раны, он познакомился с известным бразильским гитаристом "Гароту" ["Garoto" (Anibal Augusto Sardinha, 1915-1955)], пришедшим поддержать дух раненых повстанцев. Встреча с Гароту и его игра произвели на Лауринду большое впечатление: он встретил человека, исполнявшего по-настоящему живую гитарную музыку, и решил, что должен стремиться достигнуть такого же мастерства. Дружба с Гароту, а позднее и совместная творческая работа, продолжались до 1955 года.

 

В 30-е годы Лауринду Алмейда несколько лет работал на радиостанциях Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В 1936-1947 годах он, помимо Гароту, тесно сотрудничал с такими именитыми музыкантами как Эйтор Вила-Лобос (Heitor Villa-Lobos), Радамес Гнателли (Radames Gnatalli), Кармен Миранда (Carmen Miranda) и ее сестрой Ауророй (Aurora), с Цезарем Ладейра (Cesar Ladeira) и Пиксингвинья [Pixinguinha (Alfredo da Rocha Vianna Filho, 1898-1973)].

 

Вместе с Гароту они создали группу под названием "Banda da Lua", которая была признана лучшим гитарным коллективом страны того времени.

В соавторстве с Нестором Амаралом Алмейда написал более 200 песен, в том числе такие известные как Shuca Shuca Shucalyo (на слова Ирвинга Тейлора) и Zig-Zag, самбу, прозвучавшую в кинофильме Дэнни Кайе "A Song is Born". А также является одним из авторов Aldeia da Roupa Branca для карнавала 1940 г. Кроме этого Алмейда написал еще свыше 1000 композиций, в том числе 200 популярных песен, в частности, Choro for People in Love, Sarah's Samba и Twilight in Rio. Диапазон его концертных произведений очень широк: от сольной гитарной музыки до камерной музыки и гитарных концертов.

 

20 мая 1944 г. Лауринду Алмейда женился на балерине Марии Рибейро [Maria "Natalia" Miguelina Ferreira Ribeiro (1914-1969)] из Порто, Португалия, с которой познакомился в Рио-де-Жанейро.

В 1947 г. Алмейда перебрался в Калифорнию. Первой его работой в Соединенных Штатах стала запись музыки к кинофильму Дэнни Кайе "A Song is Born" (в этом фильме снимались Бенни Гудман, Томми Дорси, Элла Фитцджеральд, Луис Армстронг). Вскоре после этого Лауринду присоединился к оркестру Стэна Кентона и до 1952 г. выступал в его составе как солист, аранжировщик и композитор. В период работы у Кентона Алмейда ввел в джаз традиции классической гитары и его ранние записи этого времени стали стандартом нового стиля (fingerstyle) для джазовых гитаристов. Он привез с собой также такие распространенные в 40-х годах в Рио-де-Жанейро стили, как самба, шору и байао (Baiao) - "бразильское кантри", народная музыка северо-востока Бразилии (точнее гибрид нескольких типов такой музыки), довольно ритмичная, исполняемая маленьким ансамблем (гитара, флейта и ударные). Соединенные Штаты стали его домом и в 1961 г. Алмейда получил американское гражданство.

Игру Лауринду Алмейды можно услышать в более 800 фильмах, включая The Unforgiven, снятый в 1992 г. на студии Warner Brothers и ставший лауретом премии Американской академии киноискусства. Кроме того он полностью является автором музыки по меньшей мере к 10 картинам (в том числе к обладателю "Оскара" фильму "Старик и море") и участником написания музыки ко многим другим телевизионным и художественным фильмам, снятым на студиях Paramount, Universal, Columbia, и MGM.

Лауринду принадлежит к той части бразильских гитаристов, которые, создавая очень сильную гитарную музыку, способствовали восстановлению в своей стране отношения к гитаре как к инструменту, требующему серьезного музыкального изучения. С точки зрения стиля, произведения Алмейды являются синтезом, с одной стороны, классических ритмов афро-бразильского происхождения, и других местных и национальных черт, присущих бразильской музыке, а с другой – американского джаза. Лауринду Алмейда полагал, что между двумя этими стилями пролегает очень тонкая линия, и что, главным образом, именно исполнители устанавливают это различие. Как и Гароту, он культивировал высоко хроматический, гармоничный и мелодичный язык, используя его в музыке обоих стилей.

С 1963 по 1974 год, и затем в 90-е годы, он много гастролировал по миру вместе с Modern Jazz Quartet и участвовал в записи его музыкальных альбомов. С 50-х годов работал с группой LA 4 (саксофонист Bud Shank, басист Ray Brown, и ударники Jeff Hamilton и Shelley Manne). В 1971 г. Алмейда женился на Deltra Ruth Eamon, певице (лирическое сопрано), уроженице Канады, ставшей неотъемлемой частью его дальнейшей музыкальной деятельности и всей жизни.

 

Лауринду стал обладателем пяти премий Грэмми. В 1960-м году премия была присуждена ему дважды: за Conversations With the Guitar (лучшая инструментальная классическая музыка) и за The Spanish Guitars of Laurindo de Almeida (инструментальное соло). В 1961 г. Discantus для трех гитар Лауринду Алмейды и Moments Игоря Стравинского для фортепиано с оркестром разделили первое место в категории "Лучшее современное джазовое произведение". А три года спустя, Guitar from Ipanema принесла ему Грэмми как лучшему джазовому исполнителю.

Алмейда умер 26 июля 1995 г. в США. Уже после его смерти бразильское Правительство присвоило ему звание "Comendador da Ordem do Rio Branco" – одну из высших наград Бразилии, которой удостаиваются деятели искусства.

 

 
 

TopList