Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Хосе Феррер

 

Хосе Феррер-и-Эстев (Jose Ferrer y Esteve)ФЕРРЕР-И-ЭСТЕВ Хосе Рафаэль Хуан (Jose Rafael Juan Ferrer y Esteve), 1835-1916, – испанский ком-позитор, гитарист и педагог, родился в г. Жероне, Каталония, на северо-востоке Испании, 13 марта 1835 го-да в семье адвоката Хоакина Фер-рера (1803-1883) и его жены Марии Франчески Эстев (1808-1847). Пер-вые пять лет жизни провел в Жеро-не, а в начале 1840 г. вместе с роди-телями переехал в Торроэлье-де-Монгри (Torroella de Montgri), откуда они были родом.

Первые музыкальные занятия Хосе Феррер начал со своим отцом, не только хорошим адвокатом, но и композитором, от которого остались сочиненные им грегорианские песни. Отец дает ему первые уроки игры на гитары, а, возможно, и основы теории музыки. Обучение длится до 1860 года, ког-да Хосе уезжает в Барселону.

В Барселоне Феррер продолжил изучение музыки у Хосе Брока (1805-1882), который ввел молодого гитариста в музыкальное общество города. Позднее Феррер посвятил своему учителю сочинение "Воспоминание о Монгри", опус 1, опубликованное в конце 1873 года в Барселоне: "Сеньору О. Хосе Брока. С удовольствием посвящаю Вам настоящее оригинальное произведение, плод моих досугов, с уверен-ностью, что Вам доставит удовольствие этот дар как выра-жение моих искренних дружеских чувств. Пользуюсь случа-ем, чтобы выразить Вам свою благодарность с мыслью о том, что большей частью своих успехов я обязан Вам, чье искусство и хороший вкус столько раз очаровывали меня".

Два года спустя после переезда в Барселону, Феррер сам открывет музыкальную школу, параллельно занимаясь фотографией. В этот период он дает множество концертов в Барселоне, в том числе дуеты с Хосе Виньясом (1823-1888). Это положение сохраняется в течении 25 лет, вплоть до переезда Хосе Феррера в Париж, куда он отправился после смерти своего учителя в поисках среды, отвечающей его идеалам и артистическим вкусам.

Переезд в Париж в 1885 году совпал со всплеском там интереса к гитарной музыке. На протяжении 16 лет своего пребывания в Париже (с периодическими выездами в Барселону) Феррер интенсивно работает как исполнитель и педагог, занимая первые должности в Институте Руди и Международной музыкальной Академии. Он выступает в самых престижных концертных залах: Плейель, Херц, Руди и др. Обладая значительными материальными средствами, он имел бесчисленные знакомства среди артистов и ари-стократов. В 1893 году он становится членом Французской академии музыки и литературы. Его "Воспоминания о прош-лом" (Souvenirs d'аntan) – шесть менуэтов для соло-гитары, op.40 – были удостоены приза на международном конкурсе этой Академии.

Хосе Феррер-и-Эстев (Jose Ferrer y Esteve)

В 1898 году Хосе Феррер возвращается в Барселону, где в течение 3 лет занимает должность преподавателя гитары в Консерватории "Лисео".

Во время своего второго приезда в Париж, его основной целью становится завершение работы над Методом для гитары (Руководством игры на гитаре), над которым он работал на протяжении многих лет, чтобы затем полностью отойти от преподавательской и исполнительской деятель-ности. К сожалению, по неизвестной причине книга так и не была опубликована, оставшись в рукописи. Доминго Прат, к которому впоследствии перешел архив Хосе Феррера, в том числе и рукопись этого Руководства, с уважением отзывал-ся об этой работе: "[Руководство игры на гитаре] включает 180 страниц, тщательно написанных. Автор начинает со вступления – истории гитары и вводных данных на 16 страницах; после чего переходит к Первой части с текстом и упражнениями. Он очень умело располагает и объясняет различные темы без излишеств, присущих другим авторам, и вместе с тем дает обширные тексты по большинству упражнений. Это творение, судя по времени, которое на него затратил автор, включает в себя весь его опыт игры на гитаре и большую любовь человека, полностью посвя-тившего себя служению гитаре, при этом жертвуя для нее благами, которые давало его положение".

Находясь в Париже Хосе Феррер время от времени высту-пал на частных концертах в узком кругу, семейных встречах и концертах в католических церквях, так как был очень верующим человеком.

Три года спустя, в 1905 году, он возвращается в Барселону, где окончательно поселяется, чтобы жить в покое, время от времени нарушаемом сочинениями или написаниями статей о музыке для газет, из которых можно назвать его статью "Исторический очерк о гитаре", опубликованную в мадрид-ской "Мундо графико".

По данным Д. Прата, Хосе Феррер опубликовал 40 сочине-ний в барселонском издательстве "Видаль" и в парижских - "Дюпен" и "Пиза". Как композитор, он, за исключением неко-торых миниатюр, не достиг значительных высот. Его музыка очень академична и практически всегда подчиняется схола-стическим нормам (Д. Прат называет его сочинения "салон-ными", вряд ли пригодными для исполнения на концертах), хотя и не лишена изобретательности и покрывает очень большой спектр технических приемов, а потому замеча-тельно вписывалась в романтическое течение музыки эпо-хи. Многие его сочинения имеют посвящения, по которым можно составить представление о связях и музыкальном вкусе Феррера. Имеются сочинения, посвященные каталон-скому художнику и писателю Апелесу Местресу, доктору Франсиско де Пасу, а также Франсиско Тарреге, братьям Коттен, музыканту Франсиско Санчесу Габачнаку, Федерико Кано и другим.

До конца своей довольно долгой жизни Феррер посвящал себя музыке и преподаванию. Умер в преклонном возрасте в своем доме в Барселоне 7 марта 1916 г.

Собрал ценную коллекцию произведений для гитары.
 

Опубликованные сочинения:

Op. 1.   Recuerdos de Montgri, capricho para guitarra.
Op. 2.   Quejas de mi Lira, vals para guitarra.
Op. 3.   Fantasia con variaciones sobre un tema de Beriot para
            guitarra.
Op. 4.   Cuatro piezas progresivas para guitarra.
Op. 5.   El Ramillete, diez pequenas piezas para guitarra.
Op. 6.   Brisas del Parnaso, cuatro piezas para guitarra.
Op. 7.   El Talisman, vals para guitarra.
Op. 8.   Horas Apacibles, ocho piezas faciles para guitarra.
Op. 9.   Tres Valses para guitarra.
Op. 10. Polonesa para guitarra.
Op. 11. Dos Nocturnos para guitarra.
Op. 12. Doce Minues para guitarra.
Op. 13. Elegia Fantastica para guitarra.
Op. 14. De Noche en el Lago, fantasia con variaciones para guitarra.
Op. 15. La Gallegada, fantasia pastoril con variaciones para
            guitarra.
Op. 16. Los Encantos de Paris, capricho fantastico para guitarra.
Op. 17. Veladas Intimas, cuatro piezas para guitarra.
Op. 18. Impresiones Juveniles, vals brillante para guitarra.
Op. 19. Dos Tangos para guitarra.
Op. 20. Canto de Amor, vals de concierto para guitarra.
Op. 21. Veillees d'Automne, quatre pieces faciles pour guitare.
Op. 22. Echos de la Foret, melodie-valse pour guitare.
Op. 23. Melancolie, nocturne pour flute et guitare ou deux guitares.
Op. 24. Belle, gavotte pour guitare.
Op. 25. Souvenir du Quinze Aout, romance sans paroles pour
            guitare.
Op. 26. Les Sirenes, valse pour banjo et guitare ou deux guitares.
Op. 27. Feuilles de Printemps, six pieces tres faciles pour guitare.
Op. 28. Resignation, andante pour guitare.
Op. 29. Tendresse Paternelle, melodie expressive pour guitare.
Op. 30. Recits Champetres, trois melodies pour guitare.
Op. 31. L'Estudiant de Salamanque, tango-valse pour guitare.
Op. 32. Agrements du Foyer, trois pieces faciles pour guitare.
Op. 33. Les Soupirs, valse pour guitare.
Op. 34. Serenade Espagnole pour deux guitares.
Op. 35. La Danse des Naiades, mazurka pour guitare.
Op. 36. Charme de la Nuit, nocturne pour guitare.
Op. 37. Brise d'Espagne, valse caracteristique pour guitare.
Op. 38. Pensees Melodiques, quatre pieces pour guitare.
Op. 39. Bolero pour piano et guitare ou deux guitares.
Op. 40. Souvenirs d'Antan, six menuets pour guitare.
Op. 41. Gerbe de Fleurs, quatre pieces faciles pour guitare.
Op. 42. Trois Melodies pour guitare.
Op. 43. Reve du Poete pour guitare.
Op. 44. Pensees du Soir, nocturne pour guitare.
Op. 45. Terpsichore, valse pour deux guitares.
Op. 46. Soliloquio, nocturno para guitarra.
Op. 47. Urania, nocturno para guitarra.
Op. 48. Canto del Bardo, capricho para guitarra.
Op. 49. Minue para guitarra.
Op. 50. Cuatro piezas faciles para guitarra.
Op. 51. El Gondolero, melodia para guitarra.
Op. 52. La Mascarita, mazurka para guitarra.
Op. 53. Sinceridad, melodia-vals para guitarra.
Op. 54. Barcarola para guitarra.
Op. 55. El Mensajero, vals para guitarra.
Op. 56. Minue para guitarra.
Op. 57. Inquietud para guitarra.
Op. 58. Misiva Afectuosa para guitarra.
Op. 59. Balada para guitarra.
Op. 60. Adagio para guitarra.
Op. 61. La Ausencia, andante sentimental para guitarra.
Op. 62. Marcha Nupcial para guitarra.
Op. 63. Serenata Espanola para guitarra.

WoO. 01. Mazurka para dos guitarras.
WoO. 02. Ejercicio para guitarra.
WoO. 03. Estudio para guitarra.
WoO. 04. Nostalgia para guitarra.
WoO. 05. El Amable para guitarra.
WoO. 06. Vals en mi menor para guitarra.
WoO. 07. Vals en la menor para guitarra.
WoO. 08. Melodia para guitarra.
WoO. 09. Vals original para dos guitarras.
WoO. 10. Minue para dos guitarras.
WoO.tr-1. La Calesera, cancion andaluza de S. Iradier para voz y
               guitarra.
WoO.tr-2. La Colasa, cancion madrilena de S. Iradier para voz y
               guitarra.
WoO.tr-3. El Jaque, cancion espanola de S. Iradier para voz y
               guitarra.
 


Основные источники: www.delcamp.net,
Д. Прат "Словарь гитаристов".


TopList