Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Александр Иванович
Матяев

 

МАТЯЕВ Александр Иванович – российский гитарист и педагог.  Первые шаги в музыке делал самостоятельно, а затем под руководством И. Воронова. За три месяца экстерном закончил пятилетнюю музыкальную школу в г. Вольске Саратовской области. Под впечатлением от записей игры известной аргентинской гитаристки М. Л. Анидо (с которой впоследствии был знаком лично) решил продолжить свое музыкальное образование и профессио-нально заниматься гитарой.

А.И.Матяев: "Мое знакомство с гитарой, произошло довольно случайно. Во время одного из концертов художественной самодеятельности, где в юные годы я выступал в качестве конферансье и чечеточника. На гитаре играл студет техникума и меня поразило: это было не уличное бренчание по струнам... Мне тогда было лет пятнадцать, на дворе стоял 1956 год, место действия - город Вольск Саратовской области.
   Правда, до «живой» встречи с гитарой я много слушал инструментальную музыку по радио, у меня уже складывались свои симпатии - латиноамериканская музыка, цыганская. Подспорьем в самообразовании стал патефон который я смастерил собственноручно...
   Первой моей гитарой была семиструнка. В те годы шестиструнную гитару в Советском Союзе не очень-то жаловали... Вообще, я не люблю противопоставлять эти два инструмента, они практически равноценны. Конечно, не все произведения, особенно из современных, можно сыграть на семиструнной гитаре. Да и большинство сочинений пишется для шестиструнной.
   Но тогда у меня была семиструнка. И я «врубился» в классику. Начиная с Глинки, потом буквально утонул в Бахе, так он меня задел.
   Первые шаги делал самостоятельно, а потом мне повезло. Меня заметил Игорь Воронов, один из основателей советского джаза, ставший крестным отцом в моей музыкальной жизни... Так вот, благодаря Воронову стал играть на гитаре весьма сносно, потянулся к теории. И за три месяца (!) экстерном закончил пятилетнюю музыкальную школу. Хотя завидовал тем кто посещал школу нормально.
   ...В 19[62] году я махнул в Москву и поступил в Гнесинское училище в класс семиструнной гитары. Конкурс был 12 человек на место. Потом заинтересовался шестиструнной и очень обидел своего педагога Льва Александровича Менро, он даже предложил мне перейти в класс Иванова-Крамского. Но я решил больше его не обижать и доучился до конца.

(Интервью газете "Час пик", 21 февраля 1998 г.)

Весной 1962 года приехал в Москву, где познакомился с Е. Русановым, педагогом училища имени Гнесиных, от которого получил ряд практических советов и несколько уроков. Летом того же года поступил в его класс в училище. После трагической гибели во время гастролей в Минске Е. Русанова, с которым связывал надежду на переход на шестиструнную гитару, был переведен в класс Л.А. Менро и продолжил обучение на семиструнной гитаре. Выступал в дуэте с Б.П.Хлоповским, с которым близко познакомился и сдружился в 1965 г. Дуэт Матяев-Хлоповский был известен не только в столице, но и за ее пределами.

Входил в состав правления Творческого объединения московских гитаристов (ТОМГ), позднее был председателем секции классической гитары методического кабинета при отделе культуры Моссовета. В 1966 году был приглашен дирекцией Московского дома народного творчества им. Н.К. Крупской преподавателем 2-х годичных курсов повышения квалификации руководителей кружков при клубах и ДК столицы.

В 1966 году (будучи студентом третьего курса училища) стал одним из трех советских лауреатов проходившего в Москве 2-го Международного студенческого фестиваля искусств стран Латинской Америки (от СССР это звание получили также Н. Комолятов и Г. Сечкин). 

В 1967 г. был приглашен в Государственный центральный музей музыкального искусства им. М. Глинки для ведения гитарных вечеров. В 1968 году после окончания учебы решением Государственной комиссии был распределен в г. Куйбышев (ныне –  Самара), где успешно занимался органи-зационной и просветительской работой, направленной на развитие и преподавание гитарной культуры.

А.И.Матяев был организатором и руководителем первого и единственного в то время в Самарской области самодея-тельного ансамбля классической гитары, в репертуар кото-рого входили обработки испанских танцевальных мелодий, русской народной музыки, классические произведения и характерные пьесы. Ансамбль стал дипломантом област-ного фестиваля искусств, а в 1978 году первым из подобных в СССР получил звание «народный».

А.И. Матяев

Создал собственную, т.н. «матяевскую» гитарную школу. По словам самого А.И. Матяева, "это довольно жесткая, но эффективная система обучения игре на гитаре. Первый месяц – овладение нотной грамотой, потом практика, 32 урока на классической гитаре, и наконец, совмещение практических занятий с более глубоким изучением теории". В начале девяностых А.И. Матяев составил собственную хрестоматию по игре на гитаре, занявшую 1 место на областном конкурсе педагогических работ, на основе которой и сегодня работают его ученики, занимающиеся преподаванием гитары.

•  •  •

30 ноября 2005 года с сайта "Альбом гитариста" (albomguitar. narod.ru) пришло печальное известие о смерти Александра Ивановича Матяева:

30.11.2005 16:35


Очень скорбно. Сегодняшний день унес жизнь замечательного человека. В 8 часов утра нас покинул Александр Иванович Матяев. До последнего дня он оставался в полном сознании, хотя ему было трудно разговаривать и невозможно передвигаться. На прошлой неделе ему отказались подчиняться ноги. А ещё ранее пропал аппетит. В это время он передал мне два своих переложения, которые оказались последними. Много работы он не успел довести до конца – просто не смог переписать черновики начисто. Среди них были и обработки для двух гитар, замечательная обработка песни «Моя Индонезия», песня из кинофильма «Цыган», переложение польки «Соколова» с нот Сергея Орехова для шестиструнной гитары, и мечта Александра Ивановича – «Цыганочка», а точнее, её концертный вариант для гитары. При мне он своял прекрасные вариации на эту тему, которые думал записать уже давно, но не мог подступиться. Концовка произведения была готова, он сделал её по «Ореховски», оставалось только слепить связки и вариации воедино. Есть варианты цыганочки у Максименко, они изданы, но это просто запись вариантов игры, разрозненное, не цельное произведение. Как Сергей Орехов не записал ноты, исполняя её всегда по-разному, не имел единого решения. Так не успел это сделать и Александр Иванович. Вступление цыганочки – оригинальное. То, что по словам учителя он слышал в детстве, в цыганском таборе, когда тот останавливался в его родном городишке – Вольске. Ночи у костра с цыганами не пропали бесследно. «Я помню этот ход», говорил он уверенно мне, «У Орехова, также было». Он был пропитан духом цыганской музыки. В подтверждение этому приведу слова жены Сергея Орехова – исполнительницы цыганских романсов Надежды Тешининовой. Когда Александр Иванович записал небольшую обработку песни Дохане и сыграл ей, она удивилась – «откуда столь точный мотив?», ведь ранее вообще никто не занимался цыганским наследием, не записывал в нотах, все передавалось «с руки» и имело не один вариант. Стремясь изложить все наработанное за годы жизни, Александр Иванович не щадя себя работал ночи напролет в течении последнего года. По его словам, Цыганочка почти «вытанцо-вывалась», он мысленно уже проигрывал её, оставалось только записать. Но так – трагически окончилась эта история, не удалось закончить большой труд, наследие поколения.

Вчера днем я разговаривал с ним. Прекрасно понимая всю ситуацию, он сказал – так устроен наш мир. На его кровати лежали разорванные от отчаянья рукописные ноты. Он все знал. Я взял его за руку и со слезами стал говорить с ним. «Я тебя понимаю» – ответил он, теперь так…

Сейчас идет подготовка к панихиде, которая состоится в пятницу. 

Ваш верный ученик Александр Иванович, 
Ваш последователь – Виктор Лунин 
albomguitar@yandex.ru
 


Источник: "Альбом гитариста"


TopList