Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Игорь Рехин

Путь к циклу
24 прелюдии и фуги для гитары

Идея • Концепция • Музыкальное воплощение

 
 

[ 1 ]   [ 2 ]  [ 3 ]

2. Путь к гитаре.


Почему к гитаре, в отличие от фортепьяно или скрипки, так мало обращалось разных композиторов прошлых эпох? Я объясняю это спецификой развития гитары, её сложными техническими особенностями, которые становятся понятны-ми лишь при очень близком знакомстве. Не будучи оркест-ровым инструментом в силу своей "малозвучности" гитара всё дальше отодвигалась в тень, в "гитарное гетто". Композиторы не видели в ней достойного инструмента для воплощения своих музыкальных идей. Она была слишком камерным инструментом, к тому же с ограниченными возможностями. Пример Берлиоза и Глинки в этом отноше-нии показателен. Оба играли на гитаре, но не придавали этому большого значения.

Я начал сочинять для гитары случайно. В моих творческих планах и интересах её никогда не было. Теперь понимаю, что это отчасти было и потому, что гитара ещё не препода-валась в моё время в консерватории. В России гитара уже 200 лет была очень популярным бытовым инструментом. Пели под гитару барды – Галич, Окуджава, Н. Матвеева, В. Высоцкий. На семиструнной гитаре играла моя мама, большая поклонница серьёзной музыки и оперы, когда пела песни и романсы дома. Она даже выучила меня подбирать несложный аккордовый аккомпанемент к песням. Но как концертный инструмент я её долго не воспринимал и не принимал. Случайно попав на концерт гитариста в конце 60-х годов, я был разочарован – слабый звук, репертуар очень примитивный и однообразный.

Но однажды в моём отношении к гитаре произошёл переворот. В 1977 году Кирилл Георгиевич Сойманов, тогда бывший руководитель Концертного бюро С.К, созданного пропаганды советской музыки, предложил включить в мои концерты и творческие встречи исполнителя-гитариста. "Вы знаете, гитара сегодня очень популярна – сказал он – и она сделает ваши авторские концерты более разнообразными. Я дам вам гитариста". Идея мне понравилась. Но у меня тогда не было ни одного гитарного сочинения! Теперь я посмотрел на гитару по иному. Прежде всего, я бросился искать гитарные ноты. И к удивлению своему обнаружил очень мало хорошей и оригинальной музыки! В первую очередь это были Прелюдии и Этюды для гитары Эйтора Вила Лобоса, "Ноктюрнал" Б.Бриттена и множество отдельных пьес, напечатанных в многочисленных гитарных сборниках. Я проигрывал всё на фортепьяно, пытаясь понять, как это играется на гитаре. Первая моя гитарная пьеса была написана в ми-миноре, излюбленной гитарной тональности, в манере Лобоса, с его настроениями и аккордикой, которая мне очень тогда нравилась. Я показал свои эскизы гитаристу Андрею Гарину, которого мне рекомендовал Сойманов. После некоторой доработки и уточнений "что можно играть, а что нет", я ринулся писать дальше. Вторая пьеса была написана под впечатлением от игры джазового гитариста Джо Пасса, пластинку которого мне дал послушать один мой бывший студент. В ней я постарался использовать элементы джазовой аккордики и синкопированных ритмов. После уточнения и некоторой гитарной редактуры я приступил к работе над пьесой №3. Я всё больше проникался "гитарным духом" и становился более свободным в своих художественных поисках, хотя по-прежнему сочинял за фортепьяно. Третья пьеса была уже с перестройкой 6-ой струны с E на D. (Позднее я понял, что это была моя ошибка. Не желательно перестраивать струну во время исполнения цикла. Но тогда это не имело для меня большого значения!) Постепенно усложнялась гитарная фактура и сам музыкальный язык. Четвёртая пьеса была самая драматическая и наиболее сложная в композицион-ном плане. В последней пьесе я применил двухстрочную запись, как в "Ноктюрнале" Бриттена. Таким образом, появился в 1979 году цикл, получивший окончательное название Сюита "Памяти Э.В.Лобоса" в 5 частях. Это сочинение стало выражением моего преклонения перед музыкой великого бразильца, повлиявшего на мои творческие поиски. (Это отразилось в частности и позже на сочинении "Серенады" и "Трёх юморесок" для ансамбля виолончелистов.) Первые гитарные пьесы цикла: "Прелюдия" и "Танец" были по рекомендации профессора Юрия Шишакова включены Министерством культуры России в качестве обязательных на конкурсе им. Андреева в Ленинграде (1979). Названия остальных трёх пьес "Портрет", "Предчувствие" и "Прерванная песня" были придуманы вместе с моим другом – композитором Валерием Пьянковым несколько позже в Доме творчества композито-ров в Рузе. Изданный в редакции А.Гарина "Советским композитором" в 1982 году этот цикл стал началом моего длительного общения с гитарой и гитаристами, продолжаю-щийся до сих пор. Позднее Н.Комолятов сделал новую, лучшую редакцию этой "Сюиты" для издательства "Orhee", которая была издана в Америке. В течение более 25 лет Николай Комолятов играл этот цикл в своих многочисленных концертах в стране и за-границей. Он первым записал его полностью на пластинку на фирме "Мелодия". А совсем недавно Д.Илларионов "Прелюдию" и "Танец" записал на свой сольный компакт-диск в Германии.

В 1982 году я впервые приехал на гитарный фестиваль в Гавану, который был организован "на широкую ногу" и собрал большое количество известных гитаристов со всего мира. Свои впечатления я описал по приезде в Москву в статье "Шесть струн кубинской гитары" в двух номерах журнала "Музыкальная жизнь". Позднее я написал для бразильского журнала "El Foco" небольшое эссе "Мой Эйтор Вила Лобос", где рассказал о влиянии его музыки на моё творчество. В 1982-83 годах я сочинил "Гаванский концерт", работая над окончательным вариантом вместе с гитаристом Александром Фраучи. Успешное исполнение "Гаванского концерта" Ал. Фраучи в Москве (1983) и Гаване (1984) стимулировало мои новые интересы к гитаре. Потом я написал Сонату I для шестиструнной гитары, пользуясь рекомендациями гитариста Владимира Мартынова и Сонату II для семиструнной гитары для Анастасии Бардиной. По заказу дуэта Жапки (Братислава, Словакия) я сочинил "Цветы весны" и позднее "Та-Бо-Су" для флейты и гитары. Соната I для шестиструнной гитары была включена в репертуар известных в те годы гитаристов: Владимира Терво (Москва), Валерия Петренко и Виктории Жадько (Киев). В 2002 году мои две Сонаты для гитары были записаны на компакт-диск молодой немецкой гитаристкой Катрин Хоман в Германии. Дуэт Жапки играл "Цветы" и "Та-Бо-су" в разных странах, в том числе в Японии и на Музыкальном фестивале в Братиславе, записал их на свой сольный компакт-диск. Ансамбли для флейты с гитарой играли в Москве А. Корнеев в дуэте с Н.Комолятовым, кроме того, они звучали на конкурсах и концертах в Польше и Германии. Сонаты и ансамбли были в разные годы напечатаны так же в Германии в издательстве Fogt&Fritz.

Мои гитарные контакты расширялись, я стал получать приглашения на другие гитарные конкурсы и фестивали, что значительно обогащало музыкальные впечатления. Параллельно с сочинением для гитары я писал музыку Концерта для органа "Ода миру" (1985) , "Полифонический концерт" для двух фортепьяно (1984), сонаты для тубы, саксофона соло, музыку для ансамбля виолончелей, вокальные циклы, концерт для мандолины и много других сочинений. Но я не стремился писать симфоний и опер, хотя очень люблю эти жанры. Тогда, да и теперь мне кажется, что сочинение симфонии и оперы дело малоперспективное для композитора сегодня. С балетом ещё сложнее, хотя мне всё же удалось увидеть поставленным замечательным балетмейстером Л.Лебедевым свой балет "Третий семестр" в Москве на сцене Кремлёвского дворца съездов, а потом и в Ленинграде. В Днепродзержинске и других городах с успехом шёл мой одноактный балет "Марсий", поставленный моим другом – талантливым балетмейстером А. Бедычевым.



   

 
 

TopList