Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Генрих Сечкин

 

СЕЧКИН Генрих Соломонович (10.04.1933 – 05.05.2009) – гитарист, музыкальный педагог, публицист, писатель. Член Союза журналистов России. Дважды, в 1965 и 1966 годах, награжден Почетным дипломом лауреата Международного фестиваля музыки народов Латинской Америки. Работал в Москонцерте, на радио, телевидении. Аранжировал музы-кальные произведения для гитары. Являлся музыкальным рецензентом газеты «Советская культура», автором много-численных музыкальных рецензий в журналах и в газете «Советская культура». В 1970 г. был избран председателем Творческого объединения московских гитаристов.

Генрих Сечкин, 1959 г.

Генрих Сечкин, 1959 г.

Упоминания о деятельности Г.С. Сечкина имеются в книгах «Гитара в России» (Музгиз, Ленинград, 1961), «Гитара и гитаристы» (Музыка, Ленинград, 1968), «Классическая гитара в России и СССР» (Русская Энциклопедия, 1992), а также в журналах "Музыкальная жизнь" (1969) и "Гита-ристъ" (1999). Творческая биография Сечкина опублико-вана в музыкальных справочниках, изданных в Польше и Германии – "Leksykon Gitary" (Краков, 1979), "Gitarren-Lexikon" (Берлин, 1979). В книге Бориса Вольмана "Гитара в России" (очерк истории гитарного искусства), имя Сечкина было названо в числе наиболее талантливых и перспектив-ных гитаристов: "Среди нового поколения советских гита-ристов-москвичей немало лиц с большими исполнитель-скими возможностями: Е. Д. Ларичев, Г. С. Сечкин, Д. М. Березовский, С. А. Орехов и др."

Г. Сечкин и С. Орехов, 1960 г.

Г. Сечкин и С. Орехов, 1960 г.

В 1986 году в связи со спазмами мышц правой руки Сечкин прекратил музыкальную деятельность. Далее с 1991 по 2004 год он работал корреспондентом «Юридической газеты», печатался в «Московском комсомольце», «Аргументах и фактах», «Огоньке», "Литературной газете", "Молодежном курьере" (Чебоксары) и других, а также в журнале «Калейдо-скоп» (США). Издал автобиографические книги "За колючей проволокой" и "На грани отчаяния", повествующие, по его же словам, "о заложенном в душе человека громадном мораль-ном потенциале, который помогает выбраться из самой безнадежной трясины", а также опубликовал в различных изданиях ряд повестей, очерков и рассказов. По его повести написан киносценарий «Любовь в зоне», который получил высокие отзывы писателей Аркадия Вайнера и Виктора Доценко, а также ведущих мастеров отечественного кинема-тографа, кинорежиссеров Георгия Данелия, Георгия Натан-сона, композитора Евгения Доги, актеров Юрия Соломина, Натальи Варлей, Михаила Кокшенова и др.

Судьба Г.С. Сечкина складывалась непросто, она полна драматизма и суровых жизненных испытаний. Он родился в в интеллигентной московской еврейской семье и поначалу ничто не предвещало тех событий, через которые ему оказалось суждено пройти. Но в 1941 году началась война и отец добровольцем ушел на фронт, а мама в 45-м умерла от голода, после чего Генрих остался на улице и стал беспризорником, а далее – вором. Впоследствии – пятикратно судимым "вором в законе" (два последних раза незаслуженно осужденным по надуманным обвинениям).  Только благодаря огромному желанию, силе воле и настой-чивости ему удалось порвать с прошлым, переломить ход своей жизни и с пятиклассным образованием стать сначала признанным музыкантом, а затем уважаемым и заслужен-ным гитарным педагогом, писателем и журналистом.

В 1956 году в возрасте 23 лет, имея за плечами уже три судимости, Г. Сечкин, чудом освободившись из заключения, приехал в Москву и устроился на Московский автозавод имени Сталина (ныне им. Лихачева). Работал слесарем, сверловщиком, сборщиком, разнорабочим. Осуществляя свою давнюю мечту, начал учиться в вечерней музыкальной школе по классу гитары у педагога Людмилы Васильевны Акишиной. Пришлось заменить семиструнную гитару шести-струнной, возможности которой оказались неизмеримо шире, а также забыть неверные навыки самоучки, приобре-тенные в заключении, и начать обучение с нуля. Настойчиво осваивал не только практику, но и теорию музыки и постигал музыкальную науку. Упорные каждодневные многочасовые практические занятия на инструменте принесли свои плоды и уже через несколько месяцев Генрих Сечкин был пригла-шен на работу гитаристом в Московский драматический театр. Уже в это время, принимая участие в многочисленных самодеятельных концертах, он включал в свой репертуар неожиданные для гитаристов-любителей того времени произведения Баха, Паганини, Моцарта.

Уволившись с завода, Г.С. Сечкин целиком посвятил себя музыке. Прошел аттестацию в Министерстве культуры, и получил аттестат артиста первой категории. Начал активно заниматься профессиональной концертной деятельностью: работал музыкантом в Неаполитанском оркестре Всесоюз-ного радио. Наряду с гастрольными поездками озвучивал радиопередачи, выступал в телевизионных программах, делал аранжировки музыкальных произведений для гитары. С 1958 года преподавал игру на гитаре в Государственном училище циркового и эстрадного искусства и во Всерос-сийской творческой мастерской эстрадного искусства. С его участием была выпущена первая эстрадная программа этой мастерской "В жизни раз бывает восемнадцать лет", которая с успехом шла на сцене Театра эстрады.

Квартет Росконцерта, 1960

Квартет Росконцерта:
Г.Сечкин, Н.Тишенинова, А.Вертоградов, С.Орехов.1960 г

Одновременно Г. Сечкин вел класс гитары при Московском Доме культуры им. Чкалова, впоследствии создав самодея-тельный ансамбль из своих учеников-гитаристов. В 1959 году состоялся первый концерт этого коллектива, а уже через некоторое время созданный и руководимый им ансамбль гитаристов Дома культуры имени Чкалова получил звание лауреата Всесоюзного конкурса имени Андреева. В 1965 и 1966 годах ансамбль и его руководитель дважды подряд становятся лауреатами Международного фестиваля музыки народов Латинской Америки. В книге Б. Вольмана "Гитара и гитаристы", выпущенной в 1968 г. издательством "Музыка", особо отмечается талант Генриха Сечкина как энергичного руководителя гитарного ансамбля. Со временем коллектив стали приглашать на самые ответственные, всесоюзного масштаба, концерты. Выступления его проходят в Кремлевском театре, в Кремлевском Дворце съездов. В 1961 году во Дворце спорта в Лужниках на заключительном концерте, посвященном Пятому Всемир-ному конгрессу профсоюзов, Г. Сечкина лично поздравлял с творческими успехами Н.С. Хрущев, а  после концерта, посвященного XVI съезду ВЛКСМ – Л.И. Брежнев.

Будучи членом, а затем и председателем Творческого объединения московских гитаристов, и понимая, что при любой теоретической базе советские гитаристы варятся в собственном соку, Генрих Сечкин принимал непосред-ственное участие в переговорах с Министерством культуры об организации гастролей в Советском Союзе лучших зарубежных музыкантов. Одновременно он вел творческую переписку со многими выдающимися гитаристами Аргенти-ны, Англии, Испании, Германии и других стран. Таким обра-зом, в немалой степени благодаря в том числе и его личным стараниям к нам стали приезжать с концертами такие музыканты, как Мария Луиза Анидо, Джон Вильямс, Николас Альфонсо, Зигфрид Беренд и другие. Выступления каждого из них Генрих Сечкин рецензировал в газете "Советская культура", с каждым из музыкантов организовывал встречу для гитаристов Москвы.

В то время гитарист мог получить образование только в объеме музыкальной школы. Единственный в Москве класс гитары в Училище при консерватории был переполнен. Множество руководителей кружков гитарной самодеятель-ности не имели понятия о нотной грамоте и преподавали ученикам непосредственно "с рук". Поэтому Генрих Сечкин вместе с коллегами организовал при Московском городском доме народного творчества двухгодичные курсы повышения квалификации для педагогов-гитаристов московских клубов, пригласив в качестве преподавателей самых известных в стране теоретиков музыки. Через некоторое время, тоже не без его участия, после многолетнего перерыва возобновил работу класс гитары в Музыкальном училище имени Октябрьской революции. Расцветом гитары в СССР назван этот период в зарубежных музыкальных изданиях.

Генриха Сечкина неоднократно приглашали на гастроли в зарубежные страны, но ни одни из них так и не состоялись, поскольку Министерство культуры не решилось отпустить за границу четырежды судимого человека. Уже после распада СССР Г.С. Сечкин побывал в Соединенных Штатах Америки и трижды в Израиле, но уже не как музыкант, а как писатель и турист.
 


Источник: Материалы сайта Г.С. Сечкина "За колючей проволокой"


TopList