Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Доменико Скарлатти

 
 

СКАРЛАТТИ Доменико (Domenico Scarlatti), 1685-1757, итальянский композитор, органист, клавесинист. Сын композитора Алессандро Скарлатти. Создал виртуозный стиль игры на клавесине. Его клавесинные произведения, названные впоследствии сонатами, — важная веха в развитии сонатной формы. Издано 545 его сонат; писал также оперы, оратории и т.д. 

  Доменико Скарлатти (Domenico Scarlatti)

Специально для гитары произведений не писал, но многие из его сочинений транскрибированы для исполнения на гитаре и прочно вошли в гитарный репертуар.

***


Доменико Скарлатти завоевал известность как клавесинист-виртуоз. Был органистом, капельмейстером, композитором капелл — в Неаполе (королевской, с 1701), Венеции (с 1705), Риме (с 1708, в т. ч. с 1713 в папской капелле). С 1720 придворный музыкант португальского короля в Лиссабоне. С 1729 обосновался в Испании, главным образом в Мадриде (находился на службе у испанской королевы Марии Барбары). Скарлатти писал оперы, духовную и светскую вокальную музыку, но главное место в творчестве заняли одночастные клавирные сочинения (по предположению Р. Кёркпатрика, многие из них могут быть объединены в 2-частные циклы). В этих сочинениях, названных ныне сонатами (у Скарлатти называются преимущественно «экзерсисами»), преломи-лись черты предклассического сонатного allegro. В них воплощён широкий круг образов, сочетающих скерцозную динамику и лиричность, оригинально претворены особенности народного итальянского, португало-испанского и некоторых других танцевальных и песенных жанров. Новатор в области клавирной техники, Скарлатти применил многие из тех приёмов (в частности, репетиции, глиссандо, перекрещивание рук), которые получили развитие в фортепьянной музыке композиторов-романтиков 19 века. Лишь немногие произведения были опубликованы при его жизни, в т. ч. «Essercizii per gravicembalo» (L., 1738), «XLII Suites de pieces pour la clavecin» (v. 1—2, L., 1739), «Pieces pour la clavecins»(v. 1—3, P., 1742—46). Творчество Скарлатти было надолго почти забыто, его музыка вновь привлекла к себе внимание с 30-х гг. 19 века.

 
 

TopList