Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Фернандо Сор

 
 

М. Вайсборд. 

Хосе Фернандо Сор (1778-1839)
("Ежегодник памятных и музыкальных дат и событий. 1978", М., "Музыка", 1977).

 

Сезон 1825 года московский Большой театр открыл постановкой балета "Сандрильона". Автором музыки был испанский композитор Ф. Сор. Оперы и балеты Сора с успехом исполнялись тогда на сценах многих европейских театров, например в Барселоне и Венеции (опера "Теле-мах"), Москве и Петербурге (балет "Геркулес и Омфала"), а его симфонии и квартеты, фортепианные сонаты и вокаль-ные сочинения часто звучали в концертах.

Хосе Фернандо Сор (1778-1839)

Средневековый монастырь Монсеррат в Каталонии (юго-восточная область Испании) был известен своими компози-торами, органистами, замечательным хором. Певчим этого хора и начал творческий путь Сор. Здесь, в Монсеррате он завершил музыкальное образование под руководством композитора и хормейстера Ф. Вильды, здесь прозвучали его первые сочинения – месса и кантата.

Творчество Сора подтвердило известную истину: для какого инструмента ни писали бы испанские композиторы, в сердце у них всегда была гитара. И Сор с детских лет не расставался с любимой гитарой. После успешных выступ-лений в Барселоне и Мадриде он направился в Париж, где его искусство получило высокую оценку таких известных музыкантов, как Г. Берлиоз, Э. Мегюль, Л. Керубини. Игра Сора пленила и англичан. Он был первым гитаристом, удостоившимся чести выступить в Лондонском филармони-ческом обществе.

Огромным успехом сопровождались его концерты в Москве и Петербурге. "Воспоминание о России" – так назвал Сор одно из лучших своих сочинений для дуэта гитар. Концерт-ная деятельность музыканта способствовала возрождению гитарного искусства в начале XIX века. Сор был не только выдающимся исполнителем, но и талантливым компози-тором. Его многочисленные и разнообразные сочинения (от менуэта до "Концертной симфонии" для гитары и струнных инструментов) раскрывали богатейшие выразительные и технические возможности гитары, утверждали ее в качестве солирующего инструмента.

В основе исполнительских принципов испанского гитариста было стремление глубоко проникнуть в дух музыкального сочинения, правдиво раскрыть его слушателям. "Я провожу резкую грань между истинными музыкантами и простыми читателями нот... Недостаточно уметь играть по нотам, чтобы стать настоящим музыкантом, необходимо понимать музыку", – писал Сор в своей "Школе" для гитары. В этой работе, признанной классической, подробно изучается инструмент – способы звукоизвлечения, гаммы, апплика-тура. Среди нововведений Сора, сыгравших огромную роль в развитии гитарной техники, была новая постановка левой руки, которая создавала свободу движений и, как следствие, – ясное и чистое звучание.

"Школа" Сора издавалась во многих странах. В 1904 году она была опубликована в русском журнале "Гитарист". "Открыть доступ к этой "Школе" всем русским гитаристам, – писал журнал в предисловии, – а одновременно с этим и доступ к исполнению произведений знаменитого композито-ра – вот что побудило нас приступить к ее переводу на русский язык".

В наши дни сочинения Сора – неотъемлемая часть репер-туара гитаристов. Андрес Сеговия – глава современной гитарной школы – нередко начинает концерты с исполнения пьес своего великого соотечественника*.  "Сочинения Фернандо Сора" – так называется одна из пластинок, записанных Сеговией. Под его редакцией опубликованы также "Двадцать этюдов" Сора.


*) Прим.: Очерк написан в 1977 году - за 10 лет до смерти  А. Сеговии. 

 
 

TopList