Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Василий Иванович
Свинцов

 

СВИНЦОВ Василий Иванович – русский гитарист-виртуоз, сделавший игру на гитаре своей профессией и начавший одним из первых выступать в больших концертах с семи-струнной гитарой. Один из наиболее талантливых учеников Андрея Осиповича Сихры. Выступал, главным образом, с сочинениями А.О. Сихры и С.Н. Аксенова, лишь дополняя этот репертуар несколькими собственными сочинениями. Концертную деятельность начал в 1825 году. В 20-х годах XIX столетия пользовался как гитарист значительной известностью.

Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России.
Ленинград, Музгиз, 1961.

Приверженец Сихры, [Василий Иванович Свинцов] выступал в концертах, в основном, не с собственными сочинениями, а с пьесами Сихры и Аксенова, лишь дополняя этот репертуар несколькими собственными произведениями. Свою концертную деятельность Свинцов начал в Москве. 13 марта 1825 года он дал "в доме ее превосходительства Анны Ивановны Анненковой большой вокальный и инстру-ментальный концерт". Под таким названием устраивались тогда в великом посту смешанные концерты. Организацию концерта брал на себя инициатор концерта, приглашавший оркестр и пользовавшихся известностью артистов.

Приводим программу этого концерта, типичную для концертов того времени:

Ч а с т ь п е р в а я [первое отделение]

1. Увертюра из оперы Елиза, соч. Херубини [Керубини]
2. Г-жа Филис будет петь итальянскую арию
3. Г. Свинцов будет играть на гитаре вариации, соч. г. Роде (Sol majeur), переложенные г. Цигрой [Сихрой]
4 Г. Семенов будет играть на скрипке Адажио и Рондо, соч. г. Маурера
5. Г. Титов, первый кларнетист имп. Моск. театра, будет играть Аллегро из концерта, соч. Бермона

Ч а с т ь в т о р а я [второе отделение]

6. Увертюра из оперы "Дон-Жуан", соч. Моцарта
7. Г. Фильд будет играть Notturno и Rondo своего сочинения
8. Г. Лавров будет петь три песни, слова В. А. Жуковского, музыка соч.
А. Н Верстовского.
9. Г. Свинцов будет играть Rondo соч. г. Фильда из Русской песни, переложенной г. Аксеновым.
10. Финал.

Через день после этого концерта Свинцов участвовал в концерте, состоявшемся с благотворительной целью "в пользу лишенного зрения г. Виттиха". Он был устроен в концертном зале имп. Московского театра и в нем принимали участие наиболее видные московские артисты - пианисты Фильд, Рейнгардт и Шоберлехнер, арфист Шульц, скрипач Семенов и вокалисты - певица Филлис и певец Лавров.

14 марта 1827 года Свинцов вновь дал концерт в Москве. В нем участвовал оркестр, исполнявший увертюры Мегюля и Вебера, а также аккомпанировавший Свинцову и другим солистам. В отчете о концерте писалось, что "сам Свинцов чрезвычайно приятно разыграл Попурри, сочинения Аксенова и вариации Сихры к прекраснейшей песне А. Ф. Мерзлякова: "Среди долины ровной, на гладкой высоте". Тон струн, кажется, выговаривал все мотивы. Обе последние пьесы были аранжированы к оркестру А. А. Алябьевым".

20 марта 1827 года Свинцов участвовал в большом концерте, устроенном дирекцией имп. Московского театра в пользу инвалидов.

Приведенные данные говорят о том, что в 20-х годах Свинцов пользовался значительной известностью. Имя его стояло на афишах рядом с именами любимца московской публики пианиста Джона Фильда, премьера Большого театра тенора Булахова, выдающейся итальянской певицы Този. Для Свинцова Алябьев оркестровал гитарные пьесы Сихры и Аксенова.

О дальнейшей судьбе Свинцова приходится судить лишь по отрывочным сведениям. Успех его оказался недолго-вечным. Приезд в Россию и концертные выступления выдающихся иностранных гитаристов-виртуозов затмили успех Свинцова, а последовавшее вскоре снижение интереса к гитаре заставило Свинцова перенести свои концертные выступления из Москвы в провинциальные города - Ржев, Торжок, Тверь и др., где он еще продолжал пользоваться некоторым успехом. Постоянным местом его жительства стал, наконец, Арзамас, где он не слишком успешно занимался преподаванием игры на гитаре. Когда в 1877 году ему было послано приглашение приехать на концерты в г. Клин, Свинцов ответил письмом, которое можно квалифицировать как обвинительный акт против буржуазного общества, отвернувшегося от признанного когда-то артиста и обрекшего его на нищету. Для того чтобы приехать в Клин, Свинцов просил выслать ему 60 рублей, без чего он не мог выехать. Из этих денег он предполагал истратить 30 рублей на выкуп заложенной шубы (дело происходило зимой), 15 рублей оставить семье и с 15 рублями двинуться в путь, надеясь еще немного приработать по дороге: "Мне предстоят два случая дать концерты, - писал Свинцов, - за 60 верст от Арзамаса, в Выксе, где мастеровых 5 тысяч человек и разных англичан, французов, немцев и пр.; второй - из Выксы в Москву (там Свинцов предполагал выступить в Артистическом кружке, но заболел), из Москвы к Вам, тогда бы я мог погостить в Вашей квартире и быть Вашим наставником в игре на гитаре". Это письмо Свинцова адресовано В. Соколову, сыну гитариста, ученика Сихры, близко знавшего Свинцова и желавшего ему помочь.

Свинцов был малообразованным человеком. Избранная им профессия гитариста не доставила ему ничего, кроме материальных лишений. Условия русской жизни первой половины XIX века мало способствовали развитию музыкального профессионализма, а тем более гитарному исполнительству. Не удивительно, что даже у лиц, отлично владевших гитарой, не было стимула к развитию виртуозности, а, наоборот, возникало сожаление о бесполезно затраченном на совершенствование своей игры времени. Наступало и разочарование в своем инструменте. Так, когда М. Стахович задал одному из видных учеников Сихры - Ф. М. Циммерману, в совершенстве владевшему гитарной техникой, вопрос, почему он не стал гитаристом-профессионалом, то услышал в ответ следующие ламентации: "Гитара неблагодарна; если бы я употребил свои способности и труды на виолончель, я бы гораздо более был удовлетворен своими успехами; для гитары нужна сила необыкновенная; кто ею не обладает, тот лучше не берись за этот инструмент!". [...]


TopList