ТАНСМАН (Tansman) Александр (12.06.1897, Лодзь, Польша – 15.11.1986), –
польский композитор, пианист и дирижер. Учился у В. Гавроньского и К. Лютека
(фортепиано), у Н. Подкаминера (гармония, контрапункт) в Лодзи (1902-14),
затем у П. Рытеля (композиция) и Г. Мельцера в Варшаве, где одновременно
изучал право в университете (с 1914). Большую часть жизни провел во Франции,
музыкальные традиции которой оказали значительное влияние на его
формирование как композитора. Воодушевленный игрой Андреса Сеговии написал
несколько произведений для гитары.
![Александр Тансман](photo/t/tansman2.jpg)
Один из популярных в 30-40-х годах польских
композиторов за рубежом. В произведениях
раннего периода творчества
прослеживаются национальные традиции (влияние
сочине-ний Ф. Шопена, К. Шимановского, а
также польского музы-кального фольклора). Позднее на него оказала воздействие
музыка Мориса Равеля, членов "Шестерки", особенно А. Онеггера. Тесно сотрудничал
со Стравинским – в их произведениях можно обнаружить общие черты, но в то же
время это два очень разных и индивидуальных компози-тора.
Ранние произведения Ал. Тансмана – фантазия
для скрипки и фортепиано и соната для
фортепиано получили в 1919 году 1-ю и 2-ю
премии на 1-ом конкурсе композиторов в
Варшаве. В том же году Александр Тансман
выехал в Вену, ок. 1920 г. поселился в Париже (в
1941-1946 гг. жил в Лос-Анджелесе). Выступал как
пианист и дирижер (в том числе с
собственными сочинениями) в музыкальных
центрах Европы, в США, Канаде, а также в
странах Африки, Дальнего Востока, на
Филиппинах и Гавайских островах.
Для зрелого периода творчества А. Тансмана
характерны синтез особенностей музыки
различных французских композиторов,
яркая инструментовка, красочная гармония (часто
применял политональность), а также
использование элементов джаза. В
некоторых произведениях Тансман сочетает
приемы политональной музыки и атональной
музыки с мелодикой польского фольклора,
использует традиционные польские
танцевальные формы (мазурка). В 1960-70 годы
обратился к религиозной тематике. Автор
инструктивных фортепианных сочинений, в
том числе пьес для детей и для юношества (46
и 34 пьесы – 2 сборника по 4 тетради). А.
Тансману принадлежат статьи в журнале
"Muzyka".
В 1996 году известный польский гитарист и музыкальный деятель, директор
международного конкурса Музыкальных индивидуальностей им. Александра
Тансмана, Анджей Венланд
издал в Лодзи большую серьезную работу "Гитара в творчестве Ал. Тансмана".
В ней собрано множество уникальных материалов о Тансмане, его ранних годах
жизни в Польше, творчестве парижского периода, встречах с А. Сеговией,
концертных турне по миру и эммиграции в США. В одной из глав этой книги –
"Позиция гитары на фоне музыки XX века" – дан точный анализ "гитарной
ситуации" 1930–80-х годов.
Основной источник: "Музыкальная энциклопедия", т. 5, М., 1981.
CD-диск с записями гитарных
произведений Ал. Тансмана