Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Марк Аврелий

Цани де Ферранти

 
 

ЦАНИ де ФЕРРАНТИ Марк Аврелий (Zani de Ferranti), 23.12.1801–28.11.1878, – итальянский скрипач, гитарист-виртуоз и композитор, поэт. Родился в Болонье в семье выходцев из Венеции. Еще ребенком овладел несколькими языками и начал писать, проявив при этом незаурядный литературный талант. В 12 лет под влиянием одного из концертов Паганини в нем проснулась страсть к музыке и он начал обучаться игре на скрипке. Первоначальное музы-кальное образование получил в Лукке. Делая быстрые и значительные успехи, он уже к шестнадцати годам обещал стать выдающимся скрипачом, однако после четырех лет усиленных занятий на скрипке посчитал, что достичь того совершенства владения этим инструментом, какое имелось у Паганини, ему не удастся, и решил оставить скрипку и совершенствоваться в игре на гитаре, которой к тому времени он уже также владел довольно хорошо. Именно в игре на гитаре он "впоследствии дошел до редкой виртуоз-ности и неизвестной дотоле певучести" (Риман). В 1827 году в Брюсселе сам Паганини слушал игру Цани де Ферранти и дал ей следующий отзыв (по просьбе музыканта подтвер-див его письменно), которым гитарист очень гордился: "Сим свидетельствую, что Цани де Ферранти – один из величай-ших гитаристов, которых я когда-либо слышал и который доставил мне невыразимое наслаждение своею чудною, восхитительною игрой".

Цани де Ферранти      Издание Цани де Ферранти

В 1820 году, в возрасте 18 лет, Цани де Ферранти поехал в Париж, где горячо обсуждались некоторые реформы в области гитары, и не преминул сразу же предстать перед публикой и принять участие в дискуссии, высказывая свои идеи и концепции. Однако особым успехом его выступления не пользовались и вскоре он понял, что завоевать славу в качестве гитариста тоже не так легко. В Париже в то время выступали и пользовались известностью такие выдаю-щиеся гитаристы, как Агуадо, Сор и Карулли, бывшие одно-временно и композиторами. Ознакомившись с положением музыкальных дел в Париже и увидев стоявшие перед ним трудности, Цани де Ферранти решил воспользоваться предложением находившегося там русского сенатора П.В. Мятлева поступить к нему на службу в качестве библио-текаря и в конце 1820 год переехал в Санкт-Петербург. Впечатленный богатой культурой Цани де Ферранти сенатор поручил ему составить и привести в порядок свою ценную библиотеку, а затем и быть ее хранителем. Занятия библиотечными делами оказались не слишком обремени-тельными и позволяли совершенствоваться в игре на гитаре, изучать свой инструмент и размышлять о ново-введениях. Дом сенатора в Петербурге славился приемами, на которых многочисленные гости танцевали и слушали музыку. Сам Мятлев был большим любителем гитарной игры, что, видимо, также послужило одной из причин пригла-шения им Цани де Ферранти. Вскоре тот стал известен как гитарист и в придворных кругах. Помимо игры в домах аристократов, Цани де Ферранти показывал свое гитарное мастерство и в публичных концертах. Первое его выступле-ние в Петербурге состоялось 21 декабря 1821 года в концерте контрабасиста императорских театров Доминика Даль-Окко, прошедшем в зале Филармонического общества на Невском проспекте (ныне Малый зал С.-Петербургской филармонии). В объявлении об этом концерте указывалось, что "г. Зани де Феранти, итальянский артист, будет в первый раз по прибытии своем из Парижа играть на французской гитаре большую фантазию с вариациями на известный марш графа Витгенштейна..." ("Петербургские  ведомости",  1821,  №   100). Через год, 22 декабря 1822 года, Цани де Ферранти выступил в том же зале с попурри из опер Россини. Находясь в России, Цани де Ферранти, к собственному удовольствию, занимался также переводом и переложением на итальянский язык "Поэтических раздумий" французского поэта-романтика Альфонса М. де Ламартина (1790-1869). Прослужив некоторое время у П.В. Мятлева, Цани де Ферранти занимал затем место частного секретаря князя Нащекина.

В 1824 году, прожив около четырех лет в России и усовершенствовав здесь свое мастерство, Цани де Ферран-ти, уже с именем признанного гитариста-виртуоза, уехал за границу и поселился в Гамбурге. В 1825-1827 гг. большой успех сопровождал его концерты в Гамбурге, Брюсселе, Париже, Лондоне и других более мелких городах. О его виртуозности и мелодичной игре (помимо уже упомянутой выше оценки Никколо Паганини) с большим восхищением отзывались и другие музыканты, в частности, Г. Берлиоз в журнале “Journal de débats“ ("Журнал обсуждений"). "Его называли лучшим гитаристом своего времени, что,  – отмечал Доминго Прат, – уже немало, если вспомнить о таких великих гитаристах, как Джулиани, Регонди, Сор, Каркасси, Карулли, Агуадо и других его современниках". Не довольствуясь европейской славой, Цани де Ферранти отправился концертировать вместе со своим другом, учеником Паганини скрипачом Эрнесто Камило Сивори в Северную Америку. После своего возвращения, он в конце 1827 г. поселился в Брюсселе, заняв должность гитариста при дворе бельгийского короля, а в 1846 году был назначен преподавателем итальянского языка Королевской консерва-тории музыки в Брюсселе. В 1855 году Цани де Ферранти вернулся на родину в Италию, где и умер в г. Пизе в 1878 году.

Немногочисленное композиционное творчество для гитары Цани де Ферранти (в общей сложности – 15 произведений)частично опубликовано издательством "Сыновья Шотта" в Майнце: "Фантазии" (ор. 1, 4, 5, 7 и 10), "Рондо фей" (ор. 2), "Шесть ноктюрнов" (ор. 3), "Каприччио" (ор. 6), "Дивертис-мент" (ор. 8) и "Ноктюрн" (ор. 9). Другие сохранились только в рукописях (в частности, «Метод игры на гитаре»; «Концерт с оркестром»). В период жизни Цани де Ферранти в Санкт-Петербурге в журнале "Северная арфа", где иногда помещались музыкальные произведения русских гитаристов (Белошеина, Доманевского), в 1823 году был напечатан Прелюд композитора И. Мюллера в аранжировке для гитары Цани де Ферранти. В том же журнале были напечатаны и собственные романсы Цани де Ферранти "Ночь печальна" и другие для пения с сопровождением гитары. В качестве поэта и литератора Цани де Ферранти выпустил вдохновен-ное поэтическое сочинение: "Смерть знаменитой Марии Малибран де Бериот" (Брюссель, 1836). Подготовил для публикации большое число своих стихотворений, но издать их при жизни не успел.
 

ЛИТЕРАТУРА

Вольман Борис. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961
Прат Доминго. Биографический, библиографический и историко-критический словарь гитаристов. 1934
Powrozniak Jozef. Gitarren-Lexikon. Berlin 1988
Риман Хуго. Музыкальный словарь. 1882 (рус. перевод 1901).

 

 
 

TopList