Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Франсиско Таррега


ТАРРЕГА-ЭЙКСЕА Франсиско (Francisco Tárrega y Eixea), 21.XI.1852 – 05.XII.1909, – выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Игрой на гитаре занимался с раннего дет-ства. Музыкальные способности Тарреги обратили на себя внимание и при поддержке одного состоятельного семейст-ва ему удалось поехать в Мадрид и в октябре 1874 года поступить в консерваторию, которую он закончил блестяще по двум специальностям – фортепиано и композиции. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопро-вождавший это выступление, решил вопрос окончательно – Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-совре-менниками – скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

 

Собственных сочинений для гитары у Тарреги немного, всего 34. Однако по мастерству применения технических средств и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги являются выдающимися образцами. Это знаме-нитые "Мавританский танец", "Арабское каприччио", "Арагонская хота", "Воспоминание об Альгамбре", "Грезы", а также другие: мазурки, польки, прелюдии, этюды и т.д. Его творчество открыло новые пути для композиторов и исполнителей. Представляют ценность и многие, сделанные Таррегой, гитарные обработки произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Шуберта и других композиторов. Таррега не написал школы для гитары, но его педагогическая деятельность позволяет говорить о нем, как о выдающемся педагоге. Достаточно назвать всего несколько его видных учеников – М. Льобета, Э. Пухоля, Д. Прата, Д. Фортеа.

Франсиско Таррега

Деятельность Франсиско Тарреги представляется особенно значительной в период общего упадка гитарного искусства в начале ХХ века. Таррега показал широчайшие возможности шестиструнной гитары и доказал, что пути совершенство-вания игры на ней лежат в настойчивой работе над приобретением мастерства владения инструментом, в выявлении и подчинении художественным целям звуковых красот гитары, недоступных другим инструментам.

* * *

Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, – гитара была его судьбой.

Таррега родился в маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта – слепого гитариста Мануэля Гонсалеса. С 10 лет занимался гитарой у известного испанского гитариста Хулиана Аркаса (1832-1882).

Франсиско ТаррегаНесмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классам форте-пиано и композиция. Это произошло лишь потому, что ни в Барселон-ской, ни в Мадридской консервато-риях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепиано. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем – Франсиско Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произве-дениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями. Таррега как никто другой умел раскрыть неповторимую индивидуальность гитары – нежность, интимность, богатство красочной палитры.

Гранада. Альгамбра.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары. Соотечественники свято хранят память о выдающемся артисте. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. В Кастельон-де-ла-Плане Тарреге воздвигли памятник.

Сборник произведений Франсиско Тарреги

MUSICA PARA GUITARRA POR EL MAESTRO TARREGA

Antich y Tena Editores, San Vicente, 99, Valencia
(A. y T. 357-360, 362, 364, 391-396)

Государственная музыкальная библиотека Швеции
Из Коллекции Карла Оскара Бойе (1849-1923) – Boije 828, 829

Часть 1 – PDF (2,16 Mb)

1. Capricho Arabe (Serenata para guitarra) ..................... A. y T. 357
2-3. Preludios No 1 y 2 ......................................................... A. y T. 358
4. Largo de la Sonata de Beethoven (Op. 7) .................... A. y T. 362
5. Gran Vals ............................................................................ A. y T. 360
6. La Mariposa (Estudio para guitarra) ............................. A. y T. 359
7. Adelita (Mazurka para guitarra) ...................................... A. y T. 364

Часть 2 – PDF (1,23 Mb)

  1. Preludio No 20 Chopin .................................................. A. y T. 391
  2. Preludio No 3 .................................................................. A. y T. 392
  3. Preludio No 4 .................................................................. A. y T. 392
  4. Preludio No 5 .................................................................. A. y T. 392
  5. Preludio No 6 Chopin (Op. 28) .................................... A. y T. 391
  6. Preludio No 7 Chopin .................................................... A. y T. 391
  7. Rosita (Polka) ................................................................. A. y T. 393
  8. Marieta (Mazurka para guitarra) ................................... A. y T. 393
  9. Menuet de la Fantasie Op: 78 de Franz Schubert .... A. y T. 394
10. Menuet Beethoven ......................................................... A. y T. 395
11. Menuet de Haydn ........................................................... A. y T. 396



МУЗЫКА, ТАБУЛАТУРЫ И НОТЫ ИЗ ДРУГИХ ИЗДАНИЙ

Adelita 

TAB RAM

Adelita (в исп. Дэвида  Рассела)

MP3
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Capricho Arabe

TAB MP3
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ZIP PDF

Danza Mora (Мавританский танец)

MIDI
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP

Malagueña

MIDI
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP

Endecha (Prelude)

TAB MIDI

Estudio in A

TAB MIDI

Estudio en Forma de Minueto

TAB MIDI

Etude in Em

TAB

Fanfare

TAB MIDI

Grand Waltz

TAB MIDI

La Alborada

TAB

Lagrima

TAB MIDI
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Oremus

TAB MIDI

Pavana (исп. Д. Рассел)

WMA
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Marietta (Mazurka)

TAB MIDI
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP

Preludio Nr. 9 in A

TAB

Recuerdos De La Alhambra

TAB MIDI WMA*
      Ноты (*.jpg) PDF

Rosita (Polka)

TAB MIDI
      Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Sueño (Mazurka)

      Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Tango

TAB MIDI

Valse en Re - Waltz in D

TAB MIDI


*) Recuerdos De La Alhambra - исп. Джулиан Брим

 


Отрывки из книги Эмилио Пухоля "ТАРРЕГА" 
Опубликовано "Библиотекой гитариста" в 2001 году.  [ ZIP-архив (161 KB) ]


[Статья о Франсиско Тарреге] Доминго ПРАТ "Биографический, библио-графический и историко-критический сло-варь гитаристов"(1934).

Список произведений для гитары соло

 

TopList